Суббота, 14.12.2024, 07:37
Этнический магазин подарков и сувениров из Латинской Америки
188300 Лен. обл., г.Гатчина, пр.25 Октября д.42, ТЦ "Эталон", 2 этаж тел. 8-921-964-95-39 Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Разделы дневника
Что за зверь такой заморский? [2]
Перу сегодня [1]
Записки Путешественника [3]
Поэзия Перу [1]
Инки - история, культура, легенды [7]
Все о империи Инков
Немного о растаманах [1]

Наш опрос
Нравится ли вам этническая одежда?
Всего ответов: 160

Главная » 2009 » Январь » 13 » Мате - зеленая кровь Южноамериканцев (В.Резниченко)
Мате - зеленая кровь Южноамериканцев (В.Резниченко)
23:59
Калабас Если правда, что первые римляне были вскормлены молоком волчицы, то с гораздо большим основанием можно утверждать, что жители "южного конуса" Америки вспоены мате. Этот напиток, обладающий целительными свойствами и имеющий, согласно древним преданиям, сверхъестественное происхождение - постоянный спутник, насущная пища, родник вдохновения для миллионов аргентинцев, а также парагвайцев, уругвайцев и бразильцев.

   Сегодня мате можно попробовать и в Москве, в плодящихся из месяц в месяц питейно-гастрономических заведениях, где посетителям предлагают разные экзотические диковинки. Появляется он и на прилавках магазинов. Однако лишь очень немногие из тех, кто дегустирует мате, отчетливо представляют себе, что именно они пьют.
  
   Искусство пить из горлянки
  
   С самим названием напитка много путаницы. Словом "мате" в обиходе обозначают одновременно три понятия: и сам этот напиток, и исходный продукт, и сосуд, из которого пьют. Чтобы расставить все по своим местам, начнем с ботаники, а именно с двух растений, давших жизнь народному обычаю.
   Первое - разновидность падуба, высушенные и измельченные листья которого служат основой для приготовления напитка. Это вечнозеленое дерево достигает высоты 10 метров и более. Однако европейцы, впервые попробовавшие мате, о существовании дерева не подозревали и решили, что пьют настой трав или неизвестный сорт чая. Оба названия - "трава мате" и "парагвайский чай" - бытуют до сих пор.
   Второе растение - лагенария, именуемая также горлянкой или бутылочной (посудной) тыквой. Из ее плодов, вычищаемых внутри, а затем высушиваемых в течение недели, делают сосуды для питья мате. Собственно говоря, само слово "мате" (заимствовано оно из языка индейцев кечуа) в своем исконном смысле значило "сосуд".
   Первоначально сосуды были только тыквенными. Впоследствие их стали делать также из бычьего рога, дерева, фарфора, фаянса, стекла, керамики, пластмассы, жести, железа, серебра и даже золота. Нередко это подлинные произведения искусства. Из какого материала не был бы изготовлен сосуд, он все равно сохраняет форму тыквочки. Но меняется качество напитка. Самый хороший мате, считают знающие люди, это тот, который приготовлен в традиционной тыкве - оттого, что ее внутренняя поверхность придает настою дополнительный, неповторимый вкус.
   Два других обязательных в ритуале мате атрибута - бомбилья и пава. Бомбилья - металлическая трубка с дырчатым фильтром на нижней оконечности и мундштуком, через который пьют, на верхней. Пава - металлический сосуд с носиком и ручкой (так и хочется написать "чайник", но тогда вновь придется оговариваться, что мате, все же, не чай). В паве нагревают воду, чтобы сделать настой.
   Любопытно, что оба слова имеют этимологических родственников в русском языке. "Троюродная сестра" бомбильи, через которую всасывают мате - помпа, качающий воду насос. По-русски "пава" - самка павлина, по-испански - индюшка. "Идет, словно павушка плывет", говорят у нас в народе о женщине с горделивой осанкой. Аргентинцы же, по сходству формы, назвали павой один из самых необходимых предметов своей домашней утвари.
  
   Фома Неверующий посещает Америку
  
   Фома, по прозвищу Близнец, - один из двенадцати апостолов. Его называют еще Неверным или Неверующим, поскольку он позволил себе сомневаться в чудесном воскресении Христа, пока не убедился в этом лично, вкладывая тому перст в раны от гвоздей и руку в ребра. За что и получил от своего учителя упрек: "Ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны не видевшие и уверовавшие".
   В Библии Фома упоминается не слишком часто. Естественно, там нет ни слова о его поездке в... Южную Америку. Между тем, в самой Южной Америке такая версия существует. В соответствии с ней, галилеец Фома был первым белым человеком, посетившим Новый Свет - еще за четырнадцать столетий до плавания Христофора Колумба.
   Отзвуки этой легенды я обнаружил в фольклоре индейцев гуарани. Стихотворение, сочиненное в форме классического испанского романса, рассказывает о том, как Фома шествует по берегу реки Парагвай, изучая по пути местное наречие, чтобы его проповеди были понятны аборигенам.
   Картинка нарисована идиллическая. Пумы, ягуары, змеи, москиты и осы, видя Христова посланника, смиряют свою злобу, пчелы дарят ему мед, а деревья - плоды и прохладу своих крон. Обрадованные индейцы предлагают святому навсегда остаться с ними, провозглашая его своим вождем.
  
   ...Но Фома спешит в дорогу:
   "По велению Христа, -
   говорит он, - я другие
   должен посетить места.
  
   А, прощаясь, вам на память
   я хочу в подарок дать
   парагвайский чай - да будет
   с вами Божья благодать!"
  
   Молвив так, он входит в реку,
   блещущую, как хрусталь,
   и она святого к морю
   в дальнюю уносит даль.
  
   Плачут о его уходе
   бедные гуарани,
   и вернуть Фому обратно
   просят Господа они.
  
   Существует, однако, и другая версия, согласно которой жизнетворную "траву" внедрил в Америке не одинокий святой, а целая небесная экспедиция. Как рассказывают, Всевышний, в сопровождении св.Иоанна и св.Петра, отправился в путешествие по Земле и, проделав долгий путь, оказался в аргентинской провинции Мисьонес. Однажды попали они на ранчо, где жил бедный старик с дочерью, которая была столь же красива, сколь и добра. Хозяин не узнал божественных странников, тем не менее, предложил им все лучшее, что у него было, даже зарезал для них свою единственную курицу.
   Желая отблагодарить старика за радушие и видя, какую нежность испытывает тот к своей дочери, Господь, посовещавшись со святыми, дал обещание: девушка обретет бессмертие, и ей вечно будут благодарны люди, которым она принесет дар, укрепляющий здоровье и услаждающий вкус. Этот дар, гласит легенда, и есть трава мате, столь распространенная в стране, что не найдется дома, где бы ее не знали и не любили. Пророчество сбылось: дочь гостеприимного старца сделалась хозяйкой или "бабушкой" (на языке гуарани "каа-яри") травы...
   Но вот еще одно предание, почти полностью совпадающее с тем, которое было приведено выше. Только вместо библейских персонажей в нем фигурирует Тупа, высшее божество индейцев - создатель земли, воды и неба, дух грома, олицетворение огня. Именно он, вознаградив старика с дочкой, создал траву мате и научил готовить ее к употреблению, высушивая на огне ("Теперь у вас в избытке будет, чем потчевать гостей!") И именно так родился местный обычай - предлагать мате в знак гостеприимства...
  
   Хитрости иезуитов
  
   Название провинции Мисьонес, где производится 90 процентов аргентинского мате, в переводе означает "миссии". На ее гербе, обрамленном зелеными пучками травы, изображены два миссионерских посоха, перечеркивающие крест-накрест индейский лук со стрелой. Ниже нарисованы бурные каскады Игуасу - одного из красивейших в мире водопадов, находящегося на стыке границ Аргентины, Бразилии и Парагвая.
   Парагвайский чай известен еще как "чай иезуитов". Именно этому монашескому ордену принадлежала ведущая роль в колонизации земель в долинах Параны и Уругвая. В течение более чем полутора веков, с 1610 по 1767 год, здесь существовало целое Государство иезуитов, лишь номинально подчинявшееся испанской короне и даже на протяжении нескольких лет ведшее войну против объединенной испано-португальской армии. Монахи, действовавшие под девизом "к вящей славе Божьей", создали тридцать поселений ("редукций"), в которых обучали, воспитывали и заставляли усердно трудиться сто тысяч индейцев.
   Поначалу распространенная среди коренного населения привычка пить мате вызывала резко отрицательное отношение миссионеров. Еще в 1610 году, когда иезуиты только обосновались на новых землях, один из них - падре Диего де Торрес - выступая перед трибуналом инквизиции в Лиме, осудил обычай местных жителей как "дьявольский предрассудок", воспринятый индейцами "по сговору с сатаной и его прямому наущению".
   Гонения на "нечистое зелье" продолжались до тех пор, пока к мате не пристрастились сами его гонители. И не просто пристрастились, но еще и захватили в свои руки торговлю "травой" - со всеми проистекающими отсюда солидными прибылями - и разбили первые культурные плантации для ее выращивания. Произошло это в середине ХУП века.
   Тут-то, по всей видимости, и возникла необходимость "идеологически обосновать" внедрение нового напитка, реабилитировав его в глазах христианского мира. Нет, не черт и не дьявол и не языческий Тупа - сам Господь Бог в безграничной щедрости своей открыл людям секреты мате! В подтверждение этого тезиса и были созданы новые - или переиначены старые - легенды, задним числом изобретена история про пришествие Фомы. Помимо всего прочего индейцам внушалась мысль: сами они не способны придумать и создать ничего путного, все хорошее, доброе, полезное - в том числе и мате - исходит не иначе, как от белого человека.
   Но действительно ли полезен мате? Свидетельства о его целебных свойствах приходят из глубины веков. По мнению индейцев гуарани, писал живший в ХУ1 веке в Парагвае миссионер Руис де Монтойя, мате повышает работоспособность, придает силы, выводит из организма слизь и обостряет чувства.
   Жители южноамериканских пампасов почти не ели овощей и фруктов, но у них, благодаря мате, никогда не было цинги или других авитаминозов. Имея при себе небольшой запас жареной говядины и много "травы", пастух-гаучо, как утверждали очевидцы, мог в течение нескольких недель преодолевать на коне по сто миль ежедневно. Если же количество мяса у него многократно увеличивалось, но при этом отсутствовал мате, он не выдерживал тяжелой работы и начинал бунтовать.
   - Этот напиток - источник здоровья, эликсир долгой жизни, - утверждают аргентинские специалисты. - В нем содержатся витамины А, В, С, железо, фосфор, марганец, кальций, много хлорофилла. Мате очень питателен, он стимулирует сердечную деятельность и очищает кровь, предупреждает ревматизм, подагру, анемию, избыточное образование холестерина и артериосклероз. Это - пищевой продукт и лекарство одновременно, и вполне заслуженно его иногда называют "зеленой кровью"...
   Некоторые медики придерживаются, однако, другой точки зрения. Они полагают, что мате, как раз наоборот, способствует... распространению болезней.
  
   Смертельный поцелуй бомбильи
  
   В аргентинском фольклоре соприкосновение губ и бомбильи сравнивается с поцелуем. Вот, к примеру, четверостишие, в котором девушка обращается к своему возлюбленному с такими словами:
  
   Ах, стать бы твоей бомбильей,
   что в мате погружена,
   чтоб чувствовать твои губы,
   как чувствует их она!
  
   Увы, при всей своей приятности, лобзания - вещь не такая уж и безобидная. По подсчетам ученых, в момент каждого сильного и глубокого поцелуя через слюну передается:
   9 мг воды,
   0,7 мг белков,
   0,7 мг жиров,
   0,18 мл других органических веществ,
   0,45 мг солей.
  Одновременно из уст в уста перекочевывают различные болезнетворные бактерии и вирусы. Иногда даже утверждают, будто каждый поцелуй укорачивает жизнь человека на три минуты, что сопоставимо с ущербом, наносимым организму выкуренной сигаретой.
   Аналогичную опасность несет мате. Дело в том, что, по старинной традиции, тыквочку - подобно другому индейскому изобретению, трубке мира - передают из рук в руки, угощая друг друга. И все пьют из одной бомбильи.
   Еще в 1910 году, на международном конгрессе женщин в Буэнос-Айресе, было заявлено, что "поцелуй - это привычка, от которой цивилизация должна полностью отказаться,.. это антигигиенический, а следовательно и вредный для здоровья акт". Вместе с тем, участницы конгресса подвергли осуждению и обычай пить мате как способствующий заражению туберкулезом, скарлатиной, дифтерией и корью.
   С давних пор парагвайский чай сделался "яблоком раздора" между аборигенами и приезжими. Брезгливые чужеземцы единодушно осуждали "нездоровую, омерзительную манеру пить мате", принятую у местного населения. Мыслимое ли дело хлебать всем "из одного корыта"?
   Южноамериканцы обычно обижаются или недоумевают, когда на их приветливое приглашение отведать мате гость отвечает немотивированным отказом. Находятся иностранцы, которые, пытаясь выйти из затруднительного положения, отправляются в гости с собственной трубочкой в кармане. Но это вызывает у хозяев еще большее раздражение.
  
   Тайные знаки любви
  
   Понятия "мате" и "любовь" стоят близко не только потому, что прикосновение бомбильи сравнивают со сладострастным поцелуем. Старинный обычай окружен множеством примет и народных поверий. Есть даже своеобразный "язык мате", которым пользуется девушка, подающая только что приготовленный напиток молодому человеку. Язык мате - это язык любви, в чем можно убедиться из следующего словарика:
  
   сладкий мате - дружба
   горький мате - безразличие
   мате с жженым сахаром - симпатия
   пенистый и душистый мате - пылкая любовь
   мате с патокой - "мне больно, что ты грустишь"
   мате с корицей - "я думаю о тебе"
   очень горячий мате - "я тоже сгораю от любви"
   мате, закрытый крышкой - "от ворот поворот" и т.п.
  
   "Язык мате" построен по тому же принципу, что и известный в Европе "язык цветов". Можно даже заняться поиском прямых соответствий: дружба - сирень или петунья, безразличие - настурция или кувшинка, любовь - роза... Все же, думается мне, приготовить мате с соответствующим "подтекстом" несколько сложней, чем составить букет или послать исполненную тайного смысла карточку в игре "флирт цветов"...
   В заключение - несколько практических советов, как делать напиток. Известно три способа приготовления мате: вымачивание (в холодной воде), отваривание (в кипящей воде) и настаивание (в горячей воде). Последний способ - самый распространенный, дающий, как считают знатоки, оптимальный эффект.
   Если заваривать "траву" кипятком, то из нее сразу же будут извлечены все содержащиеся в ней вкусовые, ароматические и питательные элементы. В результате этого порошка хватит всего на один раз. Но ведь задача как раз заключается в том, чтобы всасывать напиток неспешно и постепенно, чтобы его смаковать...
   Два-три глотка, и добавляется вода - нагретая, но не доведенная до кипения, еще два-три глотка - и вновь из павы доливается жидкость. При этом мате заново настаивается, все полнее раскрывая свой "букет". И так - пять-шесть раз, потом истощившийся порошок заменяется свежим. Что же касается вопроса, какой из сортов мате предпочесть, то здесь рекомендации давать трудно.
   Существуют тысячи торговых марок, и только опытнейший дегустатор, съевший на этом деле собаку, способен разобраться в нюансах, которыми они друг от друга отличаются. Начинающему же любителю первостепенное внимание следует обратить на то, как купленный исходный продукт правильно приготовить и употребить.
   Мате бывает "сладким" или "горьким" - то есть с сахаром или без. Считается, что "горький" мате - напиток гаучо, мужчины. Он также хорош для одинокого человека, поскольку располагает к размышлению. "Сладкий" же мате более пристало пить женщинам и детям.
   Питье мате - ритуал, тонкости которого зачастую непонятны стороннему человеку. Например, по бытующему поверью, тот, кто делает первый глоток свеженастоенного напитка - дурак. Поэтому люди обычно отказываются от такого почина. Если же кто-нибудь соглашается, то должен обязательно оговориться: "дурак - не я, а тот, кто им пренебрегает".
   Принято, кроме того, выплевывать первый глоток или выливать на землю немного воды из павы. Ученые видят в этом обычае отголоски поклонения Пача-Маме (Матери-Земле) - индейской богине плодородия. На горных дорогах Перу, Боливии и северо-запада Аргентины в ее честь складывались "апачетас" (груды камней). Проходя мимо них, полагается сплевывать листья коки (кокаинового куста), которые местные жители постоянно сосут, засунув за щеку.
   Суеверные люди также предупреждают, что ни в коем случае нельзя наступать на пролитый мате. Чтобы этого не произошло, надо сразу же вымести его или бросить в огонь. Иначе - не будет больше мате, а будут только слезы и нищета.
   Привычка к парагвайскому чаю, однажды приобретенная, становится неотвязной и труднопреодолимой. Думаю, что европейцу, прибывающему в Южную Америку в не слишком долгую командировку или на временное жительство, лучше ей не заражаться. Человек, пристрастившийся к мате, а потом, в силу обстоятельств, его лишенный, жестоко страдает.
  
   Буэнос-Айрес - Рио-де-Жанейро - Москва
 http://zhurnal.lib.ru/r/reznichenko_w_e/zelkrov.shtml  http://zhurnal.lib.ru/r/reznichenko_w_e/zelkrov.shtml
Категория: Записки Путешественника | Просмотров: 1790 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Индеец

Друзья сайта

И.Куберский: Современная проза, поэзия, стихи о любви, военная проза, переводы, галерея фотографий, юмор и приколы

Конкурс памяти Владимира Резниченко


Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Copyright Сокровища ИНКОВ © 2024Используются технологии uCoz